Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером: школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса; ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю; лучше работать за компьютером в первой половине дня; комната должна быть хорошо освещена; при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту; расстояние от глаз до монитора – 60 см; периодически делать зарядку для глаз. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет. В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних. Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников) 1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети. 2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете. 3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав. 4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей. 5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов. 6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной. 7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений. 8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога. 9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления. 10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения. 11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические рекомендации по регулированию вопросов, связанных с использованием цифровых технологии несовершеннолетними в зависимости от их возраста (включая рекомендации по возрасту начала их использования) и их объема, риски и возможные мероприятия (действия) по их снижению с учетом возрастной периодизации).
(PDF;
1.21 Мб
)
Методические рекомендации по регулированию вопросов, связанных с использованием цифровых технологии несовершеннолетними в зависимости от их возраста (включая рекомендации по возрасту начала их использования) и их объема, риски и возможные мероприятия (действия) по их снижению с учетом возрастной периодизации).
Выдан: Указанные методические рекомендации разработаны совместно с Минздравом России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росздравнадзором, Роскомнадзором, Росмолодожью и Роспотребнадзором., 14.08.2025
Методические рекомендации по безопасному поведению ребенка в интернете и защите от опасных покупок, подготовленные Министерством просвещения Российской Федерации
(PDF;
75.21 Кб
)
Выдан: УОМПиС Амурского муниципального района Хабаровского края, 12.11.2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике интернет-зависимости среди детей и молодежи
(PDF;
517.87 Кб
)
Выдан: Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, 22.08.2024
ПОДРОСТОК В ИНТЕРНЕТЕ. Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России»
(PDF;
5.66 Мб
)
ПОДРОСТОК В ИНТЕРНЕТЕ. Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России»
Выдан: Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, 22.08.2024
Памятка для родителей и педагогов в целях профилактики киберпреступлений в отношении несовершеннолетних
(PDF;
197.75 Кб
)
Памятка для родителей и педагогов
Выдан: "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" , 24.05.2024
О методических материалах
(PDF;
171.06 Кб
)
Выдан: Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей, 06.09.2023
ИНФОРМАЦИОННО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
(PDF;
1.4 Мб
)
Выдан: Управление образование администрации Амурского муниципального района Хабаровского края , 29.07.2019
Урок безопасности для школьников начальных классов
(DOC;
44.5 Кб
)
Выдан: Интернациональный центр спасения детей от киберппреступлений, 30.10.2019