Слайд 1 Обеспечение в учреждении организационных и методических условий реализации профориентационного минимума с 01.09.2023 года Слайд 2 С 1 сентября 2023 года школа начала внедрять единую модель профориентации в 6–11-х классах. Профминимум введен в рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Цель профминимума – выстроить в школах систему профессиональной ориентации учеников через образовательную, воспитательную и иные виды деятельности и сформировать у школьников готовность к профессиональному самоопределению, через программу внеурочной деятельности «Россия мои горизонты». Слайд 3 В 2023/24 учебном году наша школа реализует три варианта профминумума: 1. Базовый- через участие в проекте «Билет в будущее» 2. Базовый- без участия в проекте «Билет в будущее» 3. Основной – один пилотный класс (больше часов, добавляются экскурсии, профессиональные пробы и т.д) Причем в обоих вариантах можно использовать возможности платформы «Билет в будущее». В первом случае – школьного сегмента платформы, который доступен только после регистрации на платформе. Во втором – общедоступного сегмента, который доступен всем пользователям без регистрации. Слайд 4 Мы были определены пилотной школой в которой вводят Единую систему профориентации на базе платформы «Билет в будущее». Мы зарегистрировались на платформе bvbinfo.ru через регионального оператора. После регистрации школа получила доступ к школьному сегменту платформы. Затем мы назначили ответственного за профориентационную работу – администратора проекта от школы. У нас это заместитель директора по УВР. А также назначили ответственных специалистов, – педагогов-навигаторов. Так как у нас в школе 2 корпуса, то на каждом свой педагог-навигатор. Затем определили пилотные классы на каждом из корпусов, всего 259 учащихся, что составляет 31% от всех обучающихся школы. Педагоги-навигаторы в настоящее время проходят подготовку по программе дополнительного профессионального образования «Билет в будущее»: содержательные и организационные аспекты» (36 академических часов). В настоящее время педагогами уже выполнены задания по двум модулям программы. Слайд 5 После регистрации на платформе bvbinfo.ru администратор, педагог-навигатор и школьники получили доступы в личные кабинеты. Учебный контент включает в себя: -профориентационные уроки; -профориентационная диагностика; -мероприятия профессионального выбора (онлайн, виртуальные пробы); -очные мероприятия профессионального выбора; -выставка-практикум «Лаборатория будущего» (очная, виртуальная); -«Конструктор будущего» – цифровой инструмент для формирования и реализации профориентационных занятий. Слайд 6 Для всех остальных классов используется второй вариант – без участия в проекте «Билет в будущее», но с применением материала этого портала. Например: уже сейчас ребята начали осуществлять проектную деятельность в разделе «Профиград-город будущего». На платформе «Билет в будущее» обучающиеся прошли тестирование «Мой профиль». Результаты обобщены в сводной таблице, которая позволит классному руководителю выстраивать индивидуальные траектории профориентационной работы. Здесь будут задействованы классные руководители, учителя-предметники, педагоги- психологи, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагог-библиотекарь. Классный руководитель в процессе работы с классом и индивидуальной работы с учениками анализирует психологические особенности, таланты, склонности учеников. Он помогает ученикам вести портфолио достижений и составлять карту навыков, формировать индивидуальные образовательные траектории. Он также проводит родительские собрания и лектории на тему профориентации. .Педагог-психолог проводит анкетирования, тестирования. Они нужны для анализа психологических особенностей детей, проверяют их готовность к профессиональному самоопределению. Кроме этого, педагог-психолог проводит консультации для педагогов, школьников и их семей по вопросам профессионального самоопределения. Занятия проводятся в единый урок во всей школе за счет часов внеурочной деятельности. Слайд 7 Часы профминимума по-разному распределяют между различными форматами профориентационной деятельности – это минимальное количество часов, которое нужно отвести на тот или иной формат. Нам необходимо было выбрать направления, или форматы, профориентационной деятельности. Всего направлений-форматов семь: урочная и внеурочная деятельность… Слайд 8 Причем, что касается внеурочной деятельности, ту проблем нет, спасибо Федеральному институту развития образования - на сегодняшний день, есть разработанные программы внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», «Билет в будущее», «Профориентация» для 8-9 классов. Слайд 9…допобразование, воспитательная работа, взаимодействие с родителями, профильные предпрофессиональные классы, профессиональное обучение. Мы реализуем первые 5 направлений, кроме профильных предпрофессиональныех классов и профессионального обучения. Слайд 10 Но в рамках внеурочной деятельности мы обучаем ребят по курсу «Педкласс», на это уже обращала внимание в своем докладе Наталья Егоровна. Задача этого курса - ковать будущие педагогические кадры. Ребята под руководством Балташевой С.Г. провели анкетирование школьников на мотивацию в начале учебного года, составили маршрутную карту педагогических заведений Хабаровского края, познакомились, какими качествами должен обладать уверенный в себе учитель, затем ребята доводили данную информацию до обучающихся своих классов. Со своим проектом «Дисциплина – залог успеха» будущие учителя выступили перед коллективом педагогов школы. Сейчас ребята готовятся к «Профессиональным пробам», которые пройдут в декабре месяце. Ученики пробуют себя в качестве учителей по выбору предметов, это у нас многолетняя традиция. Но если раньше все желающие участвовали, то теперь третий год уже только те обучающиеся, которые задумываются о профессии учителя. Планируется в декабре провести совместные мероприятия педкласса и школы молодого педагога. Так же планируем в этом году установить сетевое взаимодействие с педагогическим колледжем имени Калараша Хабаровска, запланированы экскурсии, занятия в каникулярное время в детских садах, экскурсия в педагогический университет Комсомольска-на-Амуре. Слайд 11 Основной уровень профминимума в школе реализуется на пилотном 8 в классе. Основной уровень предполагает 60 часов в год, то есть к курсу «Россия мои горизонты» добавляются 9 часов урочных занятий. Учителя-предметники формируют интерес к своей дисциплине, отслеживают склонности учеников, мотивируют одаренных в своей предметной области учеников к участию в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. 12 часов экскурсий на предприятия. У нас заключены договора по совместной профориентационной деятельности с ДВПО «Восход», ИК-6, пожарной частью, ДК «Восход». Любое предприятие поселка рады принять нас на экскурсии. Для проведения виртуальной экскурсии к нам приедут представители горнодобывающей компании «Амурминералс». Налаживаем контакты с компанией «Полиметелл» и заводом имени Гагарина г. Комомольска-на-Амуре. 3 часа ребята будут посещать занятия по дополнительным общеобразовательным программам в ознакомительных целях (Робототехника –на базе школы, Театральная студия «Кудесники» при МБОУ НОШ №1, занятия в детской школе искусств) и 2 часа работа с родителями. Слайд 12 Хотя профминимум начинается с 6 класса, но профориентационный классный час «В мире профессий» проводится и в 1-5 классах. Так уже в этом учебном году приходили родители и рассказывали о своих профессиях. Мамы проводили различные мастер – классы, один из которых назывался «Творим кулинарные шедевры своими руками», где ребятам могли на себе почувствовать специфику профессии кондитер. Запланировано много интересных мероприятий и увлекательных экскурсий. Слайд 13 Мы школа инклюзивная и нам приходится реализовывать профминимум и в классах, где занимаются дети с легкой умственной отсталостью. Здесь мы широко используем просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», интересно проходит живое общение с представителями рабочих профессий, позволяющее обучающимся осознать ценность человеческого труда, способствующая воспитанию ответственных граждан. Например на этой неделе была приглашена Колобова Оксана Сергеевна – шеф повар главного корпуса нашей столовой. Ведь атмосфера домашнего уюта, которая царит в нашей школьной столовой – это результат труда не только поваров, но и работников кухни. Ребята активно задавали вопросы, и некоторые выразили желание в будущем попробовать свои силы в этой профессии. Слайд 14 Воспитательная работа В рабочей программе Воспитание имеется модуль «Компас самоопределения». В нашем плане экскурсии на производство, мастер-классы, посещение сузов и вузов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы и т.п. Слайд 15 Дополнительное образование Школа организует для школьников работу объединения допобразования профориентационной направленности «Робототехника» на базе «Точка Роста». Слайд 16 Взаимодействие с родителями или законными представителями Школа организует информационную поддержку родителей о том, как в школе реализуют профминимум. 28.09 было проведено тематическое родительское собрания, одним из вопросов которого был вопрос о реализации профминимума. Родителям даны практические советы по профориентации в кругу семьи. Слайд 17 Мы широко используем сайт школы, социальные сети для информирования общественности о наших профориентационных мероприятиях. Например, 22 сентября в школе был проведен день Физика для всех в рамках которого проведены мероприятия по развитию инженерного мышления. Информация была размещена во всех пабликах школы и получила положительные отзывы родителей. Слайд 18 В школе оформлен информационный стенд. На котором размещаются: -информация об области применения знаний и умений по конкретному учебному предмету в профессиональных сферах; -интересные факты о профессиях, выдающихся трудовых достижениях; -анонсы викторин и профориентационных конкурсов, а также их итоги и лучшие работы; - рекомендации по выбору профессии, сведения о способностях и психологических особенностях, которые важны для разных профессий, типичные ошибки при выборе, -информация о возможности и условиях прохождения профессионального тестирования; - рекламы от СУЗ и ВУЗ. Слайд 19 Готовность к профессиональному самоопределению на уровнях ООО и СОО будет оцениваться по пяти критериям: 1) Целевой – наличие у школьников целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения. 2) Мотивационный – наличие у школьников профессионально-трудовой мотивации и ценностных ориентаций. 3) Информационный – степень профессиональной (профессионально-образовательной) информированности школьников. 4) Деятельностный – наличие опыта профориентационно значимой деятельности, включая наличие профориентационно значимых продуктов. 5) Рефлексивный – осознание и самооценка школьниками процесса своего профессионального самоопределения и его результатов.
Слайд 20 Обратную связь от учеников, родителей, педагогов планируем получать с помощью опросов, анкет или в ходе собеседований.