Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности
Приказ УОМПиС от 25.06.2024 № 313-Д "О создании структурных единиц инновационной инфраструктуры в сфере муниципальной системы образования Амурского муниципального района"
Презентация "Возможности Образовательной среды ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА ФГОС" (Козуб О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан)
Тема: «Формирование познавательных компетенций обучающихся основной и старшей школы через организацию проектной деятельности на основе использования предметно-развивающего пространства»
29.10.2024 г. Педсовет
Что делают учителя на каникулах? Много за каникулы нужно успеть. И один из важных видов деятельности для учителя - обучение.
Сегодня в школе прошел педагогический совет по теме "Формирование познавательных компетенций у школьников: роль проектной деятельности". Учителя делились накопленным опытом по этой актуальной проблеме, рассказывали об успешных реализованных проектах и планировали работу по вовлечению учащихся в проектную деятельность. Это мероприятие подтверждает стремление нашей школы к постоянному развитию и совершенствованию образовательного процесса, а также к поддержке и развитию профессиональных компетенций педагогического состава.
Описание инновационного проекта
Наименование проекта организации-соискателя. Формирование познавательных компетенций школьников основной и старшей школы через организацию проектной деятельности на основе использования предметно-развивающего пространства школы.
Период реализации проекта. 2024 – 2025 учебный год
Актуальность и проблема, на решение которой направлен проект.
Миссия школы состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для постоянного наращивания творческого потенциала обучающихся, развития обучающегося в соответствии с его потребностями и творческими запросами, формирования высокоинтеллектуальной творческой личности, конкурентоспособной, занимающей ответственную гражданскую позицию, готовой включиться в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых зависит будущее Хабаровского края и России в целом.
Особое место в этом процессе отводится образовательной среде. Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий.
В результате взаимодействия этих условий с индивидом происходит становление личности.
По итогам анкетирования обучающихся выявили, что необходимо создание более комфортных условий для обучения, создание зон для продуктивного общения обучающихся, создание предметного пространства в коридорах школы.
Для решения проблемы были задействованы кадровые и финансовые ресурсы.
Методом мозгового штурма на заседаниях методических объединений учителей-предметников и совещании при директоре были созданы различные наброски проектов организации образовательного пространства. Из данных набросков были отобраны те проекты, которые мы можем воплотить своими силами без больших финансовых затрат. Бывшие выпускники и родительская общественность активно поддержали наши идеи.
Были выделены несколько видов смысловой нагрузки оформления образовательного (школьного) пространства:
- ценностно-ориентированная (культура, искусство… полезные навыки… личные качества и т.д.);
- предметная (из школьной программы — математика, русский язык, литература и т.д.);
- ориентация на активности (от простых игр до квестов).
Цель и задачи проекта.
Цель: Создание предметно-развивающего пространства в школе, которое будет стимулировать интерес и мотивацию учеников к обучению, через организацию проектной деятельности
Задачи:
1. Создать предметное пространство в коридорах школы;
2. выделить возможные зоны для развивающего социума;
3. совершенствовать просветительское пространство;
4. 4.Создать более комфортные условия для жизнедеятельности в школе (места отдыха, релаксации), которые будут способствовать личностному росту и развитию учеников.
5. Интегрировать различные предметы в единый проект, чтобы развивать у учащихся способность мыслить креативно и системно;
6. Повысить уровень знаний и умений учеников в соответствии с современными образовательными требованиями;
7. Содействовать формированию у учащихся критического мышления, аналитических навыков и способности принимать решения.
8. Поощрять творческий подход к решению задач и развития у учащихся способности находить нестандартные решения.
9. Улучшить коммуникационные навыки учеников и их способность эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования:
– инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта);
– практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта);
– корреляция проекта с целями и стратегическими задачами, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными проектами в сфере образования;
– иная информация, характеризующая значимость проекта.
Комфорт, спокойствие, работоспособность, хорошее настроение, результативность и т.д. не может не зависть от условий, которые окружают всех участников образовательного процесса, и как следствие влияет на образовательный результат. Предметно-развивающее пространство создается для конкретной группы людей, общности.
Оно должно:
· сочетаться с деятельностью пользователей и их потребностями;
· вызывать эмоциональную удовлетворенность у пользователей здания;
· усиливать продуктивность работы;
· усиливать персональный контроль владельцев над пространством: чем больше пользователи здания имеют возможность изменять окружающую среду, чтобы она более подходила их нуждам, тем менее стрессовой будет для них эта обстановка;
· способствовать общению людей друг с другом, если они хотят общаться, и давать возможность приватности, если они хотят побыть в одиночестве;
· помочь учащимся создавать образ себя, ощутить свою индивидуальность и принадлежность данному пространству.
· создавать условия для социализации и успешности.
Проект способствует обновлению предметного пространства школы. Позволяет создать комфортныеусловия для обучения, отдыха и творчества школьников, необходимые дляразвития школьников, повышения их мотивации к обучению, эффективности учебного процесса и формирования у них познавательных компетенций. Проект имеет инновационный потенциал, так как предлагает новый подход к организации образовательного пространства, основанный на использовании предметно-развивающего пространства и проектной деятельности. Реализация проекта позволит достичь цели создания комфортной и стимулирующей образовательной среды, которая будет способствовать личностному росту и развитию учеников, повышению уровня их знаний и умений, формированию критического мышления, аналитических навыков и способности принимать решения. Программа реализации проекта:
№ п/п |
Перечень мероприятий |
Содержание мероприятия, методы деятельности |
Сроки реализации |
Прогнозируемые результаты реализации мероприятия |
1 этап Подготовительный |
Задача этапа:Подготовить управленческую и команду педагогов к запуску проекта. |
1 |
Экспертиза школьного пространства |
Анализ существующего положения и проектирование изменений |
Июль -август 2024 |
Разработка и запуск проекта |
2 |
Стартовый педагогический совет |
Выработка совместных целей и задач |
Август 2024 |
Вовлечение вработу всех участников образовательных отношений |
3 |
Создание рабочей группы |
Подбор единомышленников |
июнь 2024 |
Создана рабочая группа |
4 |
Организация сетевого взаимодействия по использованию «Точки роста» с «Кванториумом» |
Налаживание взаимодействия |
Август 2024 |
Договор о сотрудничестве |
5 |
Коррекция «дорожной карты». |
Внесение изменений в план финансово- хозяйственной деятельности с учетом насыщения образовательного пространства |
Сентябрь 2024 |
Приказ об утверждении Дорожной карты |
|
Управленческий семинар |
Ознакомление участников с задачами проекта и содержанием инновационной деятельности. Согласование образовательных целей и задач со всеми участниками образовательных отношений |
Сентябрь 2024 |
Согласованность образовательных целей и задач |
|
Родительское собрание |
Сентябрь 2024 |
2 этап Проектировочный реализация плана проекта по развитию предметного пространства |
|
Установочный семинар |
Ознакомление участников с задачами проекта и содержанием инновационной деятельности.
|
Август |
Осведомлённость участников проекта Система мотивации участия в реализации Проекта |
|
Проведение конкурса Дизайнпроектов по Зонированию Школьного предметного пространства, его эмоциональной насыщенности. (1 этаж) |
Защита проектов |
Ноябрь - декабрь |
Спроектированы зоны пространства 1 этажа школы |
|
Проведение заседаний ШМО совместно с управляющей командой учреждения |
Разработка плана мероприятий по использованию предметного пространства. |
По плану ШМО |
разработаны планы мероприятия по использованию предметного пространства. |
3 этап Практический реализация проекта и подведение итогов (мониторинг), определение эффективности проекта, трансляция опыта его разработки и формирования ресурсного пакета проекта |
|
Организация совместных Творческих дел (День рождения школы, Новый год, Ярмарка, Смотр строя и песни, День самоуправления, Научные конференции и др.) |
Мероприятия по плану |
По плану воспитательной работы |
Повышение качества образования, мотивации |
|
Педсовет «Формирование познавательных компетенций у школьников: роль проектной деятельности» |
педсовет |
октябрь |
Трансляция опыта |
|
Практическая сессия «Разработка проектных задач и планирование их реализации» |
Круглый стол |
ноябрь |
Обмен опытом |
|
Семинар «Ключевые элементы успешного проекта: от идеи к воплощению» |
семинар |
февраль |
Обмен опытом |
|
Мастер-класс «Проектная деятельность в образовании: современные тенденции и лучшие практики» |
Мастер-класс для учителей |
март |
Трансляция опыта |
|
Мастер-класс «Использование цифровых технологий в проектной деятельности» |
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования и Точек роста |
март |
Трансляция опыта |
4 этап Аналитический Осуществить анализ эффективности реализованного проекта |
|
Дискуссионный клуб «Интеграция проектной деятельности в учебный процесс: преимущества и сложности» |
Подведение итогов |
апрель |
Анализ деятельности |
|
Сборник материалов |
Анализ деятельности |
Май |
Создан сборник материалов |
7. Кадровое обеспечение реализации проекта:
№ п/п |
ФИО специалиста |
Место работы, должность, ученая
степень, ученое
звание специалиста
(при наличии) |
Функции специалиста
в рамках реализации
проекта |
1. |
Антонова С.А. |
Заместитель директора по УВР |
Руководитель рабочей группы |
2. |
Вишнякова ЕЕ |
Советник директора по воспитанию |
Член рабочей группы |
3 |
Балташева С.Г.
|
Учитель истории, классный руководитель педкласса |
Член рабочей группы |
4 |
Демидова К.С.
|
Учитель биологии, географии, руководитель центра «Точка роста» |
Член рабочей группы |
5 |
Облакова Н.В. |
Учитель биологии, химии, художник-оформитель школы |
Член рабочей группы |
6 |
Портнова Ю.Д. |
Педагог дополнительного образования |
Член рабочей группы |
7 |
Бекмансурова Е.Б. |
Учитель русского языка и литературы |
Член рабочей группы |
8 |
Шишкина Н.А. |
Учитель истории, обществознания, руководитель НОУ «Интеллект» |
Член рабочей группы |
9 |
Духовная Т.П. |
Учитель математики, руководитель ШМО учителей МИФ |
Член рабочей группы |
10 |
Куловерова К.О. |
Библиотекарь, педагог-организатор |
Член рабочей группы |
8. Возможные риски при реализации проекта и предложенияорганизации-соискателя по способам их преодоления:
Потенциальные риски |
Варианты их преодоления |
Загруженность педагогов (большая педагогическая нагрузка) |
Реализация проекта в рамках внеурочной деятельности |
Сложности во взаимодействии со школами района |
высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, постоянный состав; |
Сопротивление со стороны отдельных педагогов |
сложившаяся система учебной и воспитательной работы, опыт и традиции школы. |
9. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (при наличии).
10. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта.
Внедрение в практику инновационного опыта и результатов деятельности муниипальной инновационной площадки будет осуществляться через следующие ключевые механизмы:
• проведение семинаров для педагогов МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан и района
• информирование педагогов о ходе и результатах выполнения инновационного образовательного проекта путем организации мастер – класса, семинара, через госпаблики школы;
• публикации методических материалов по теме проекта насайте ОУ, в интернет-сообществах.
Отчет по результатам деятельности будет опубликован на официальном сайте МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан
11. Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
Проект коррелирует с целями и стратегическими задачами, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными проектами в сфере образования, и имеет практическую значимость, так как реально достижимы цели и результаты проекта. Кроме того, проект способствует социализации и успешности учащихся, создает условия для их самореализации и развития творческих способностей. В целом, проект представляет собой важный шаг в направлении обновления образовательной среды и повышения качества образования.
Ожидаемые результаты:
1. Создание предметного пространства в коридорах школы: появляется визуальное представление различных тем и дисциплин, что стимулирует интерес и мотивацию учеников к обучению.
2. Выделение зон для развивающего социума: создание специальных мест для взаимодействия и сотрудничества между учениками, учителями и родителями, способствующих развитию коммуникативных навыков и социальной компетентности. 3. Совершенствование просветительского пространства: организация дополнительных мероприятий, лекций, мастер-классов, выставок, которые расширяют знания и умения учеников за рамки традиционного образовательного процесса.
4. Создание комфортных условий для жизнедеятельности в школе: предоставление ученикам мест для отдыха, релаксации и саморазвития, что способствует личностному росту и развитию.
5. Интеграция различных предметов в единый проект: развитие у учащихся системного и креативного мышления, способности работать в команде и решать сложные задачи.
6. Повышение уровня знаний и умений учеников: соответствие современным образовательным требованиям и стандартам, развитие необходимых навыков для успешной жизни и карьеры.
7. Формирование критического мышления и аналитических навыков: развитие умений анализировать информацию, делать выводы, принимать решения и аргументировать свою позицию.
8. Поощрение творческого подхода к решению задач: развитие умений находить нестандартные решения, мыслить вне шаблонов и быть открытыми для новых идей.
9. Улучшение коммуникационных навыков: развитие умений эффективно взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли и идеи, а также понимать и учитывать мнение других.